Гегемония денег

Konstantin Rovinskiy
2 min readJul 7, 2020

--

“Немногие обратили внимание на «залп Авроры» революции денег, прозвучавший в 2009 году, когда был создан первый «генезис-блок» Биткоина. Только компьютерным гикам и, возможно, некоторым агентам спецслужб стало тогда понятно, к чему шло дело. А дело шло к децентрализации эмиссии. Это настоящая революция в финансах, и старый царь в лице мировой банковской системы нервно сжал сфинктер. Почему же это не очевидно всем и каждому? Как сказал один старый революционер, революции происходят в головах, а не на улицах.

В течение следующего после генезис-блока десятилетия вялотекущая криптореволюция потихоньку накрывала глобальную инфосферу. На сегодняшний день почти все активные пользователи интернета тем или иным образом затронуты криптодискурсом.

Но пока обе денежные системы (традиционная централизованная и криптовалютная децентрализованная) продолжают сосуществовать параллельно. Понимание разницы между обычными деньгами и криптовалютами подскажет, у которой из систем больше шансов войти в будущую парадигму постмодерна.

С исторической точки зрения, то, что всегда определяло средство обмена ценностью, был общественный договор. То есть это всегда конвенция. Никто не знает точно, когда именно люди пришли к выводу о том, что универсальная единица стоимости имеет массу преимуществ перед натуральным обменом. Редкие, а значит ценные металлы (золото, серебро) были приняты за условный эквивалент ценности вещей. Кусочек золота стал равен по стоимости верблюду или целой повозке тыкв.

Общественное соглашение об универсальной единице стоимости повлияло на ход истории. У войны как основного метода приобретения материальных ресурсов появилась мощная альтернатива — международная торговля. Мощной она была потому, что не требовала рисковать жизнью ради приобретения чего-либо. Изобретение денег, конечно же, не отменило конфликты полностью. И мы знаем, почему: конфликт — главный системообразующий процесс любой цивилизации. Поэтому одни народы делали в международных отношениях ставку на торговлю (карфагеняне), а другие продолжали полагаться на войну (римляне). Однако со временем причины любой войны перешли в экономическую плоскость, даже будучи прикрытыми патриотическими, религиозными или какими-то другими «нефинансовыми» лозунгами.

Гегемония стала исчисляться в деньгах. Полная коммерциализация всех явных и неявных социальных отношений сделала деньги главным двигателем прогресса. Развитие капитализма в Европе показало превосходство финансового благополучия над знатностью происхождения. Вся эпоха модерна прошла под знаменем третьего сословия — коммерсантов. Историю человечества начали двигать колеса прибыли…”

Прочесть книгу полностью можно здесь или здесь

--

--

No responses yet