“Игрушечная” смерть
“Вопрос смерти занимает в виртуале особое место. Его экзистенциальная ценность еще более значительна, чем роль боли. Человеческая культура всегда представляла этот загадочный феномен как вход в загробный мир. И неважно, подразумевалась ли при этом какая-то активность или нет. Поскольку смерть — это граница между двумя состояниями человеческого существа, то ее природа виртуальна, как линия горизонта. Смерть отделяет «реальность» от чего-то совершенно неизвестного, а значит виртуального, по сути. А компьютерная виртуальность умеет абсорбировать негативные аспекты смерти как феномена человеческой экзистенции.
Игровое пространство девальвирует «естественную» фатальность смерти, делая возможной ее плюральность. Последовательность многочисленных смертей и воскрешений — норма в игре. Девальвируя смерть, виртуальное пространство девальвирует и жизнь до известной степени. Виртуальность как бы лишает «реальный» мир его преувеличенной сакральности. Она демонстрирует, что биологическое существование само по себе не является безусловно священным. Она вновь возвращает необходимость смысла в экзистенциальный дискурс. Жизнь начинает обретать смысл только в свете своей конечности. Смертельно опасные игровые миссии становятся косвенным напоминанием о необходимости иметь перед собой цель, без которой человек превращается просто в организм, в безликую клетку глобальной биомассы.
Общество же со своей стороны делает все возможное, чтобы лишить человека всякой цели. Социальные конвенции заменяют собой жизненные миссии, чтобы удерживать массы в виде подконтрольных молчаливых стад. Ничто так не способствует седативной риторике общества, как исключение проблематики смерти из публичного дискурса. Личная рефлексия по поводу факта собственной конечности поглощается социальной демагогией.
Тем не менее, каким бы сильным ни был гипноз общества, ему не удастся окончательно вытравить из человека память о смерти. Ведь это все равно что пытаться заставить тело не отбрасывать тени. Тень отсутствует, если либо самого тела не существует, либо оно окружено многочисленными источниками света, заставляющими тень слиться с телом. Социум непрестанно облучает нас всевозможными желаниями, погружая сознание в цивилизационную рутину, где память о смерти места не имеет. Желания идут чередой, сливаясь в репрессивный ментальный конструкт, поглощающий всю нашу интеллектуальную энергию. Но сколь бы виртуозно он ни был разукрашен потребительскими вожделениями, его природа остается эфемерной. Она — лишь плод спекулятивных манипуляций, в то время как смерть — единственный достоверно установленный научный факт…”
Прочесть книгу полностью: