Болезненная интернет-приватность
“Может, стоит уже перестать тратить свою энергию на защиту так называемой интернет-приватности? И опять же, защиту от чего? От несанкционированного доступа? Но авторизация в сети является той опцией, над которой ни у одного из нас нет ни грамма контроля. Мы пользуемся предустановленными опциями авторизации в сети по умолчанию, если только не являемся хакерами, способными что-то в этом изменить на уровне кода, если такое в принципе возможно. Много ли хакеров среди ваших знакомых?
Большой Брат не оставляет обычным пользователям широкого поля для маневра — он ожидает полной лояльности. Но покамест она еще не является жестким условием для пребывания в киберпространстве. В ракурсе публичной доступности интернет — дело добровольное. Но это пока. Вряд ли кто-то может поручиться, что условная сетевая свобода продержится хотя бы лет десять. Поэтому каждому следует выбрать одну из трех имеющихся команд, в которой он будет играть при дальнейшем взаимодействии с другими пользователями сети. И речь даже не о том, что у нас есть некий действительный выбор, ибо даже наше нежелание выбирать автоматически запишет нас в одну из команд. Тем не менее осознанный выбор предпочтительнее хотя бы из самоуважения.
Где же мы можем оказаться, сделав условно свободный выбор в мире тотальной цифровой слежки?
1. Беспечное молчаливое большинство — те, кто принимает свое положение как данность или согласны на пассивный коллаборационизм с Большим Братом, не понимая, какие это приносит выгоды.
2. Цифровые повстанцы, чей недостаток прагматизма подталкивает на сопротивление Большому Брату. Однако в этой же команде присутствуют и достаточно прагматичные, но весьма недалекие местные элиты, чей местечковый менталитет склоняет их к провинциальным «аналоговым» ценностям национальных государств, противящихся глобализации. Сюда же входит и малая группа истинных «цифровых беженцев», практикующих полную неподключенность.
3. Активные и добровольные последователи идеологии Большого Брата — те, кто ясно осознает все плюсы и минусы глобализации с ее цифровой прозрачностью. Парадоксальным образом в эту команду включены и те, кого, казалось бы, следует причислить к повстанцам: хакеры, «анонимусы», борцы за децентрализацию, блокчейн-активисты, криптоанархисты и прочие поборники личных прав и свобод, чья деятельность неразрывно связана с виртуальным пространством глобальной сети.
Если игроки первых двух команд вполне самоочевидны, то с третьей командой не все так просто. Каким образом хакеры или, скажем, серферы в даркнете способствуют укреплению Большого Брата? Вопрос этот является вопросом только для того, кто глубоко не отрефлексировал феномен виртуального контроля (тотальной цифровой слежки, Большого Брата, Всевидящего ока — названий много). Кратким ответом может быть следующее утверждение: сам факт наличия хакеров и даркнет-серферов делает возможным существование и дальнейшее развитие Большого Брата.
Ближайшим аналогом из физической реальности является наша иммунная система. Она правильно работает и развивается только при условии наличия перманентных факторов сопротивления — болезнетворных микроорганизмов, бросающих ей постоянный вызов. Длительное пребывание в стерильных условиях может не только навредить нашему иммунитету, но и погубить его полностью. Аналогично те, кто якобы противостоит Большому Брату, делают его только сильней в конце концов. Если вообще никто не будет бросать вызов глобальному виртуальному контролю и силам, за ним стоящим, то само его существование станет бессмысленным по сути.
Но буддистская доктрина непротивления вряд ли присуща тому, что мы понимаем под современным обществом. В нем всегда найдутся те, кто ставит личные амбиции выше общественных интересов. Более того, весь нынешний дискурс зиждется на идее индивидуальности. Все существующие медийные источники неустанно твердят о беспрецедентной уникальности каждого индивидуума с его милыми личными тараканами в голове.
Права человека — священная корова западного либерализма, сделавшая индивидуума наиболее ценной, если не единственной осью, вокруг которой должны вращаться все остальные цивилизационные феномены. Поэтому все, что мы сегодня делаем, только добавляет момента индивидуализму, а следовательно, и Большому Брату как его диалектической противоположности.
Тот, кто осознал тщетность сопротивления Большому Брату, находится в шаге от осмысленного выбора третьей команды. Возможно, нахождение в стане молчаливого большинства слишком болезненно для чьих-то личных амбиций. А реальное социальное положение не позволяет многим причислить себя к национальной элите. Но если трезвомыслие советует принять полную личную прозрачность в оцифрованном мире будущего, активная игра в команде Большого Брата может принести настоящее душевное спокойствие.
Больше не нужно будет переживать из-за возможной утечки личных данных, поскольку они и так будут в открытом доступе. Можно будет рассчитывать на помощь всего сообщества компьютерных гиков, белых хакеров и онлайн-активистов в сопротивлении «аналоговым» ретроградам из местных элит. Можно будет почувствовать себя настоящим гражданином планеты вне всяких пространственных лимитов. Можно будет добиться успеха, спрятав знание о круглосуточной слежке Большого Брата глубоко в подсознание и слившись с другими «уникальными индивидуумами» на сцене. Можно начать жить в будущем прямо сейчас, если следующая рациональная мысль проникнет в сознание: Большой Брат сам по себе не является злом, если воспринимать его как общую судьбу человечества…”
Прочесть книгу полностью: