Не храните деньги в сберкассе

Konstantin Rovinskiy
3 min readAug 30, 2020

--

“Как бы странно это ни звучало, но только интернет сегодня является надежным хранилищем ценностей. Поскольку он не принадлежит никому и всем одновременно, ничто не угрожает информации, хранящейся в интернете в виде распределенных файлов. Поскольку любая виртуальная ценность представляет из себя некий набор данных, то распределение данных по сети является практически неуязвимым децентрализованным хранилищем. Мы видим, как в представлении постмодерна объект заменяется процессом: интернет — это процесс, а значит, и элементы, его составляющие, тоже процессы. Следовательно, от доцифрового представления о хранилище ценностей как о неком объекте мы переходим к хранилищу как процессу в парадигме постмодерна.

К процессу применяются иные критерии надежности, нежели к объекту. Любая физическая собственность может быть украдена, разрушена, арестована, конфискована, «отжата» и т. д. Ибо любая физическая собственность — это объект (или ряд объектов), к которому могут применяться различные процессы за пределами контроля собственника объекта. Существует масса легальных и нелегальных способов, как лишить нас того, чем мы владеем. Это в равной степени относится и к нашим денежным сбережениям.

Держать деньги на счету в банке — не означает обеспечить их сохранность. И даже наоборот: как только наши деньги оказались в банке, можно смело с ними попрощаться — они больше не наши, а банка. В той форме, в которой мы их знаем сегодня, банки — это что угодно, только не надежные хранилища ценностей. Даже знаменитые швейцарские банки больше не блюдут банковскую тайну: по решению властей они предоставляют информацию о средствах на частных счетах. Ко всему прочему, деньги сами по себе могут внезапно превратиться в ничто, как это случилось с немецкими рейхсмарками и советскими рублями.

Любое хранилище как объект имеет «точку отказа» в той или иной форме, а потому оно потенциально небезопасно. Соответственно, любые ценности в таком хранилище рискуют быть утраченными. По сути, нет никакой разницы между наличностью под матрасом и безналичными деньгами на счету в банке (еще неизвестно, что надежнее). И в том, и в другом случае может случиться масса происшествий, которые превратят сбережения в ноль. В обоих случаях имеет место материалистическое представление о собственности, присущее парадигме современности. А это не то, что подходит постмодерну.

У каждого индивидуума постмодерна — того, кто живет и действует как независимая «личность как проект», — должно быть эффективное оружие самозащиты от любых попыток лишить его права собственности. Поэтому постмодерн делает ставку на интернет, который является особым пространством, где децентрализованные сетевые структуры способны противостоять централизованным иерархиям. Любое государство (и даже группа государств) слабее интернета. И в нем DLT-протоколы (distributed ledger technology — технология распределенных реестров) предлагают самое надежное хранилище данных, ибо речь идет о процессе, а не об объектах.

Биткоин «живет» в тысячах независимых компьютерных узлов, разбросанных по всему миру. Отказ одного из них никак не повлияет на блокчейн Биткойна. Даже отказ половины узлов не уничтожит Биткоин. Даже если останется всего один узел, Биткоин будет «жить». Для того чтобы «убить» Биткоин, придется выключить весь глобальный интернет. Понятное дело, что такое возможно только в случае армагеддона. Но армагеддон не заложен в повестку нынешнего общества потребления. Если же он случится, то и все невиртуальные ценности окажутся в таком же положении, что и Биткоин…”

Прочесть книгу полностью:

ЛитРес

Amazon

Ridero

--

--

No responses yet