Субъектность определяет бытие
“Определенный вид субъектности — это то, что определяет ту или иную парадигму. Субъектность нынешних потребителей весьма сомнительна, поскольку все они разделяют несколько коллективных идентичностей, среди которых самой инклюзивной является социальная множественность. Современные потребители одержимы смартфонами, но они ничего с их помощью не создают. Они просто следуют кодексу потребления для поддержания Системы на плаву. Это бессознательная деятельность. Селфи, загруженное в Инстаграм при помощи модного смартфона с тройной камерой, — это символ нынешней несубъектной массы потребителей с несчастным сознанием.
Субъектность членов постмодернистской общины — это другое дело. Они отрицают нынешнюю социальную тотальность как бесконечно разнообразный, но бессмысленный образ жизни. Они презирают потребительскую этику как метод угнетения. Они всегда выбирают синюю таблетку знания вместо красной общения. Фундаментальное противостояние с миром молчаливого конформизма — их перманентный вызов. Минимализм и самодостаточность — ключевые элементы их асоциального образа жизни. Пиринговая криптотранзакция, осуществленная в браузере Тор посредством смартфона с «разлоченными» рут-правами, — это символ будущего члена общины, чья осознанная субъектность не имеет ничего общего с психологией тех, кто ищет счастья в потреблении.
Мы говорим о постпотребителях таким уверенным тоном, будто зная, что общество в его нынешнем виде обречено. Но так ли фатальна смена парадигм? Намек на ответ содержится в том факте, что нынешний социум жестко институционализирован многочисленной бюрократией. Это означает, что первичный жизненный импульс общества как модели сосуществования гоминидов исчерпан. Бюрократия — костыли, без которых социум уже не может. Аналогия та же, что и с церковью: официальная религия появляется тогда, когда истинная вера ослабевает.
Индивидуальный («сильный») консьюмеризм был создан по той же схеме, что и церкви, и общественные институты: насаждаемый культ индивидуализма ясно показывает, что естественная индивидуальность (субъектность) человека-потребителя почти на нуле. Скорее рано, чем поздно она совсем сойдет на нет, превратившись в идеологическую химеру. А химеры долго не живут. Труп одного из атрибутов общества потребления очень быстро начнет разлагать и все остальные его опорные мифоконцепты. Сегодня мы наблюдаем начало терминальной стадии старой парадигмы…”
Прочесть книгу полностью: